Великие планы строят наши политики на будущую перспективу транзита грузов через территорию Украины. Министерство инфраструктуры планирует создать целый «транспортный хаб» (с англ. Hab – ступица колеса, центр. В общем смысле центр чего-то, узел).
Министерство инфраструктуры уверено, что Украина в ближайшем будущем может стать «хабом» для транзита товаров из стран Персидского залива, Китая и Азии в страны Балтии и Скандинавии, компенсируя таким образом разрыв экономических и торговых связей с РФ.
Но как показывает практика этот проект может ждать та-же судьба, что и так широко разрекламированный «Шелковый путь» в обход России по Транскаспийскому транспортному коридору. Первый отправленный по этому пути поезд показал насколько этот путь является экономически невыгодным. Почти все обещания политиков связанные с новым маршрутом не выдержали условий реальности.
Киев проводит переговоры с международными крупными компаниями с целью привлечь инвесторов для модернизации морских портов, железнодорожного и речного транспорта. Как заяви министр инфраструктуры Омельян, порт Дубай рассматривает перспективу вложений в развитие Одесского морского порта, а так же и Китайская судоходная компания которая имеет пять специализированных морских флотов.
Логистика в портах Украины не соответствует современным требованиям и нормам. Практически 90 % имеют устаревшую инфраструктуру. Hutchison Port Holdings – самый крупный из существующих оператор, который обрабатывает 13 % всех контейнерных перевозок в мире, с этой компанией Украина начала обсуждать будущее развитие и перспективы Украинских морских портов. Министерство уверяет, что инвесторы из Азии Европы и США заинтересованы в развитии портовой инфраструктуры Украины.
С географической точки зрения – идея оправдана, но ее реализация еще не означает что доступ кчерноморский акватории будет экономически оправданным.
Создание логистического узла потребует много средств. Нужно вложить миллиарды евро в переоснащение, создание грузового флота, полную реконструкцию дорожного сообщения. И это не просто ремонт. Нужно менять законодательство. И Украине нужно делать не шаг, а огромный прыжок, чтобы выйти из того состояния, в котором она застыла вот уже более 20 лет.
На сегодняшний день, пока на Востоке страны продолжаются боевые действия, Украине будет крайне сложно найти инвесторов, которые будут готовы сделать рискованный вклад в столь неблагополучное для нашей страны время. Заинтересованность инвесторов о которой говорит киев, еще не означает их готовность вкладывать свои средства. Более года назад политики уверяли в готовности инвесторов сделать вложения в портовую инфраструктуру более миллиарда долларов, однако на сегодняшний не было вложено ни копейки.
И кроме всего прочего на данный момент существует много альтернативных маршрутов, которые вполне устраивают перевозчиков. Из региона Персидского залива грузы можно доставлять в Азербайджан, а затем в Грузию по железной дороге. Из портов Батуми и Поти в порты Болгарии и Румынии и дальше в страны Европы.