Разговоры о перезагрузке ДФС Украины и реформировании таможни велись довольно давно. Спорить о необходимости изменений бесполезно, но и провести их тоже проблематично. К примеру, еще в конце марта Минфин предложил свой сценарий реорганизации структур. Однако, в.о. руководителя Фискальной службы тут же отбросил его, посетовав на отсутствие законодательной базы и реальный риск полной остановки таможенной системы со всеми вытекающими обстоятельствами.
Благо, получив аргументированный отказ, финансисты не успокоились, а начали прорабатывать новую концепцию реформы, а точнее, расширили предложенную изначально, уточнили тонкие моменты и привели проект в соответствие с реальными требованиями. Давайте разберемся, что именно Минфин предлагает сделать с ДФС и как на это отреагировал Кабмин.
Основные положения плана реформирования таможни
План предусматривает проведения мероприятий по 19 направлениям одновременно. Это создание законодательной базы, обучение персонала, коммуникация, этика, управление кадрами, контроль на границах и по стране в целом, обеспечение безопасности цепочек поставок, таможенные обязательства, правоохранительная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, права интеллектуальной собственности, таможенный транзит, лаборатория, пост контроль и аудит и пр.
Документ не содержит подборного описания действий, но дает понимание процесса. Таможня будет двигаться в сторону централизации управления, но четкого разделения функций. Отдельные подразделения займутся аудитом, обеспечением функционирования информационных систем, взаимодействием с правоохранительными органами и т.д. Законодательство будет переписано и приведено в соответствие с европейским, дабы облегчить прохождение таможни и повысить транзитную привлекательность страны.
Борьба с коррупцией и бюрократией также планируется. Разработчики проекта хотят сформировать четкую процедуру без десятков нюансов и минимизировать коррупционные риски за счет перевода большинства действий в электронную плоскость. Внедрение IT системы снизит влияние чиновников на принятие решений, что автоматически благоприятно повлияет на скорость и качество услуг.
Большой интерес представляет пункт плана под названием «Содействие бизнесу в решении логистических и процедурных вопросов» и «Сокращение трат бизнеса на внешнеэкономическую деятельность». Хотелось бы подробнее узнать о концепции реализации задумки, но пока, к сожалению, все это выглядит, как заявка о желании что-то изменить без конкретики.