О том, что грузовик в Украине, в среднем, простаивает около половины суток, известно давно. Специалисты наперебой вещают, что неэффективная система распределения рабочего времени – одна из причин высокой стоимости услуг логистики и невозможности перевозчиков своевременно обновлять автопарк, поскольку приходится содержать больше необходимого количества машин.
С целью минимизации рисков, грузоотправители и логистические компании стараются прописать компенсацию при простое в договоре на предоставление услуг, но это не всегда работает. Роль играет как специфика рынка, так и человеческий фактор, поэтому давайте разберем, каковы причины, как обезопаситься и что делать, если груз «завис» в месте разгрузки.
Проблемы грузоотправителя
Если график разгрузки машин составлен очень плотно, а любое опоздание влечет за собой необходимость перекраивать все планы и работать сверхурочно, необходимо проконтролировать прохождение машины по маршруту. Установите связь с водителем лично или через менеджера, периодически проверяйте, где находится машина, чтобы не сбиться с назначенного времени прибытия.
Если форс-мажор случился у вас, предупредите, что время занято. Пусть лучше грузовик постоит где-то на стоянке в пути, нежели пополнит очередь из машин возле ворот вашего предприятия. Когда простой получается по вине перевозчика – это уже совсем другая история. Потрудитесь внести в договор об услугах или страховке пункт о неустойке, и вы в безопасности.
Риски перевозчика
Естественно, что простой бьет, в первую очередь, по карману Логистическая компания и нервам водителя. Часто возникают ситуации, когда грузоотправитель хочет работать только по своему договору, где указывает время на разгрузку до 24 или даже 48 часов. Этот момент сразу необходимо оговаривать, иначе вам придется долго и нудно пытаться добиться разгрузки в телефонном режиме.
Бывает, что заказчик услуг со всем соглашается, называет вескую причину задержки и заявляет о готовности оплатить простой после разгрузки, но не переводит деньги. Здесь у перевозчика есть два пути: смириться и забыть, или «выбивать» деньги в судебном порядке без гарантии результата. Как поступить – личный выбор руководства компании.
Также необходимо отметить, что не существует четких расценок на простой. Они устанавливаются в порядке договора. Единственное, сложившееся исторически правило, - это то, что простой при международных перевозках стоит в 2 раза дороже, чем при внутренних. Все оговаривается «на берегу», если заказчик услуг относится к делу адекватно.
Интересно, но иногда простой бывает выгодным обеим сторонам. Живой пример – торговля на рынке с машин. Как правило, перевозку заказывают сразу с простоем, пока товар не распродадут. Сотрудничество взаимовыгодное при установке хорошего тарифа.
Правда, на такие сделки обычно соглашаются частники. Компании предпочитают держать машины в движении, дабы выполнить как можно больше доставок за интервал времени. В противном случае, создается дефицит транспорта, который усугубляется нежеланием некоторых клиентов платить за сверхурочный простой и ставит под угрозу не то, что развитие, а выживание на рынке.