Состояние отрасли емко характеризует статистика, озвученная нардепом Дуневичем: в девяностые годы по водным путям Украины перевозили около 50 млн тонн грузов в год, сегодня – 5-7 млн. По приблизительным подсчетам, речные перевозки – это менее 1% в общем грузопотоке страны: +- 1500 контейнеров и сыпучие грузы, в основном, зерновые.
Данные печальны, поскольку потенциал отрасли велик даже в текущем состоянии. Общая протяженность судоходных вод с гарантированной глубиной в Украине – 1000 км. Работают почти два десятка портов и терминалов, 6 шлюзов. Учитывая 250 дней открытой навигации по Днепру, мы получаем годовую пропускную способность в 60 млн тонн грузопотока при средней нагрузке. Но что мешает её использовать?
Перспективы и действия
Сегодня водные магистрали страны, по большей части используют производители зерна по средствам транспортной компании, которая содержит несколько элеваторов и погрузочных комплексов. Её специалисты пару лет назад уже подавали правительству проект, предусматривающий модернизацию флотилии, дноуглубление, реконструкцию шлюзов, постройку новых портов в судоходной части Днепра. Реализации помешало отсутствие финансирования и законодательной базы.
Однако Министерство инфраструктуры вспомнило о потенциале водных магистралей совсем недавно и планирует использовать их транзитные возможности. По результатам заседания украинско-белорусской комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества, проходившего в Минске, страны согласовали решение развивать новые транспортные коридоры.
Речь идет о загрузке направления «Балтийское море - Черное море - Каспийское море». Предполагается масштабное комплексное расширение существующей транспортной инфраструктуры с использованием водного транспорта наравне с железнодорожным. Грузоперевозки будут проходить с помощью судов типа «река-море», что значительно упростит процесс за счет уменьшения количества перегрузов.
Правительство нацелено на скорейшую реализацию программы. Международный пункт пропуска уже открыт в речном порту Киева. На очереди другие стратегически важные объекты. Остается только один вопрос: доведут ли дипломаты дело до конца и не закончится ли инициатива открытием киевского пропускного пункта? Что будет дальше – узнаем не раньше старта навигации в 2017 году.