В перспективном будущем стратегия в развитии портов будет направлена на качество ан е на количество. Численность их будет сокращаться, а масштабы и размеры увеличиваться. Прямыми конкурентами портов станут оффшорные компании.
Основным направлением станет уменьшение влияния на окружающую среду и экологию. Порты будут большими, работа будет максимально автоматизирована чтобы свести к минимуму человеческий фактор. Основные тезисы в развитии портов будущего это: разумность, устойчивость, скорость, размер и пространство.
Разумность. Чтобы уметь приспосабливаться к новым условиям и технологиям порту необходимо быть «разумным». Это значит обладать умением правильно использовать все имеющиеся средства для формирования стоимости, максимально эффективно задействовать пространство и трудоемкость времени. Максимально использовать разнообразные технические возможности, информацию и опыт. Стремиться быть лидером в своей отрасли используя и внедряя новые методы и технологии в работе.
Устойчивость. Тяжело выжить порту у которого нет устойчивости. Этот элементарный тезис является одним из базовых для существования и деятельности. В будущем для получения лицензии на работу порты должны будут свести к минимуму вред наносящийся окружающей среде. Это означает что порты должны будут «озеленяться». Что в свою очередь приведет к новой возможности для портов, т.к. таким образом они буду сокращать выбросы углерода.
Скорость. Скорость имеет основное значение для привлечения перевозчиков, это означает гибкость в решении любых вопросов, лучшее оборудование и высокий уровень. Портовая логистика – это самое слабое звено. Недостаточно просто быть портом который работает 24 часа в сутки. Будут ли готовы таможенные органы, логистические компании и водители грузовиков отказаться от существующей практики и перейти на новый уровень работы. Автоматизация – это уменьшении количества рабочих мест и тут нужен компромисс. Увеличится ли стоимость грузов от этого «ускорения»? Этот вопрос остается актуальным учитывая низкую скорость грузовых судов.
Размер. Размер порта напрямую зависит от размера флота. Большим судам необходимы большие порты. Что в свою очередь приводит к укрупнению перевозчиков. Благодаря увеличению, порт становиться более концентрированным, все просто: большие суда -больше груза -больше прибыль.
Пространство. В основном пространство портов ограничено из за их близкого расположения к населенным пунктам. Особенно эта проблема актуально в больших растущих городах. Поэтому в будущем порты будут располагаться за пределами городов. Но есть и такая крайность как оффшорные порты, они не являются частью береговой линии, а связаны с нею железнодорожной или автомобильной дорогой. Они могут быть дешевле, но в тоже время они очень зависимы от метеорологических условий.
В будущем мир увидит больше инновационных , автоматизированных, экологичных и оффшорных морских портов.