Сегодня эксперты оценивают рынок контейнерных перевозок грузов по Украине в 8 млн тонн в год. Из них 6 млн приходится на автомобильный транспорт, а остальные 2 – на железнодорожное сообщение. Также приблизительно 10 млн тонн контейнерных грузов в год перевозят грузовики по направлениям ЕС-Украина. Плюс ко всему, 7,8 млн тонн – контейнерооборот южных портов за 2016 (из них всего 0,5 млн – транзит к западной границе). Суммарно мы имеем базу почти в 26 млн тонн годового грузопотока, но эти цифры явно не соответствуют амбициям МИУ и возможностям украинской транспортной сети.
В актуальной на сегодня Транспортной стратегии Украины четко прописана цель: увеличить объем и расширить номенклатуру контейнерных грузов. О том, какой результат планируется получить и как его достичь, в документе, естественно, ничего не сказано. Но спорить с тем, что Украина имеет мощный потенциал для развития контейнерных перевозок тоже бессмысленно. Давайте разберемся с тенденциями, отталкиваясь от реалий.
Большой передел грузопотока
Без модернизации инфраструктуры и привлечения иностранных компаний невозможно говорить даже о попытках достижения амбициозной цели Транспортной стратегии. Благо, МИУ начали активную работу над базой для передачи морских портов в концессию. Также не утихают разговоры о приходе в Украину крупных зарубежных компаний Hutchison ports и DP World. Если их удастся заинтересовать, ожидается мощный толчок развитию морских контейнерных терминалов. Значит, с одним из компонентов цепи перевозок все более или менее ясно – есть надежда на значительное увеличение транзита.
Правда, развитие инфраструктуры портов не гарантирует транзитный грузопоток без прозрачной и дешевой схемы доставки контейнеров к западным границам Украины. Сегодня в основном используются грузовики-контейнеровозы. Их главные преимущества: мобильность, простой расчет тарифа и удобство мелкопартийной доставки. Но «отобрать хлеб» у автомобильного транспорта способна «Укрзализниця». Железнодорожникам стоит использовать основной козырь – низкую цену перевозки.
Если предприятие приложит усилия в борьбе за клиента, транзит по маршруту от южных портов Украины в ЕС пойдет. Не забывайте, что к западным границам станы примыкают целых три грузовых железнодорожных коридора, а проблема разной ширины колеи легко решается при помощи контейнерных терминалов. По прогнозам экспертов, мощностей основных перевалочных пунктов должно хватить.