Мультисистемные (электрические) локомотивы – это локомотивы, которые могут передвигаться, используя различные системы электрического напряжения, а также разные его типы. Такие локомотивы не останавливаются, переходя от одной системы электрификации к другой, используя короткий промежуток времени для переключения с одного типа напряжения на другой.
Для чего нужны мультисистемные локомотивы? Из-за большой разницы систем электрификации на железных дорогах, иногда в пределах одной страны такие системы могут меняться несколько раз, поезда должны часто переходить от одной системы к другой. Это существенно увеличивает время доставки грузов, т.к. при прибытии на переключающую станцию с иным напряжением локомотив меняют на другой. У таких станций есть верхние провода, которые могут переходить от одного напряжения к другому, таким образом поезд прибывает с одним локомотивом, а убывает уже с другим. Зачастую это очень неудобно, требует много затрат и времени.
Именно поэтому целесообразно и экономически выгодно использовать на железнодорожных перевозках локомотивы, которые могут «подстраиваться» под условия различных станций. В Европе используются локомотивы, которые могут работать с четырьмя системам: (DC на 1.5 кВ, DC на 3 кВ, 15 кВ 16 ⅔ Гц AC, 25 кВ, AC на 50 гц).
Мультисистемные локомотивы отличает низкая стоимость эксплуатации и ремонта. При эксплуатации на магистралях они могут развивать скорость до 140 км/час при перевозке грузовых составов и до 200 км/час при перевозке пассажирских составов. Они используются для обеспечения непрерывных поездок по маршрутам, которые используют больше чем одну систему электрификации, а также на большие расстояния, пересекая границы разных стран и государств с различными системами и типами энергоснабжения.
Антоненко М.И. 14.01.16