Трудно поспорить с тем, что концессия – это один из самый действенных способов привлечения зарубежных инвестиций. В мировой практике она используется очень давно и дает положительный результат. Казалось бы, лучшего решения для морских портов в Украине не найти. Передача в концессию поможет восстановить и развить инфраструктуру без выделения из госбюджета огромных сумм. Но существует проблема с законодательной базой. Как оказалось, текущая не дружественна для инвесторов и не соответствует европейским требованиям.
За решение проблемы взялся ЕБРР. Структура выделила необходимое финансирование для разработки нового закона, понятного и приемлемого для власти, украинских и зарубежных инвесторов. А пока документ готовится, МИУ в кооперации с ГЧП начинают трудиться над пилотными проектами передачи в концессию следующих государственных предприятий:"Херсонский морской торговый порт", порт "Черноморск", стивидорная компания "Ольвия".
Планы на ближайшие годы
Как вы уже, наверное, поняли, речи и внедрении первых концессионных проектов в 2017, быть не может. Если не возникнет проблем ни с законодательной базой, ни с разработкой проектов, ни с поиском инвесторов, к их практической реализации можно будет приступить в 2018-2019 году. Но по каждому из указанных выше объектов, существуют определенные планы и тонкости.
- Работы по ГП Стивидорная компания "Ольвия" продвигаются неплохими темпами. ЕБРР уже успел провести конкурс и назначил консультантов, которые готовят пре-ТЕО и разрабатывают стратегию развития проекта. До конца 2017 они должны показать и утвердить окончательное ТЕО, а к маю 2018 МИУ издаст приказ для передачи объекта под концессию, после чего стартует сбор заявок от потенциальных инвесторов. Победитель, ориентировочно, получит права на объект к марту 2019 года.
- Права на ГП "Морской торговый порт "Черноморск" планируют передать новому собственнику еще раньше – до конца 2018. МИУ рассчитывает, что процедура пройдет без проблем, однако многие эксперты не разделяют оптимизма чиновников. На данном этапе, наибольшая проблема проекта – поиск донора, который согласиться профинансировать ТЕО.
- По ГП "Херсонский морской торговый порт" вопросов значительно меньше. ТЕО финансирует Мировой банк, а отобранные консультанты голландских компаний Royal Haskoning и Rebel group уже заняты практической разработкой проекта. Окончательную версию ТЕО должны утвердить до конца 2017. Если все пройдет по задумке, предприятие отойдет новому собственнику незадолго до ГП "Морской торговый порт "Черноморск".
Ключевой момент в деле каждого объекта и всей истории с передачей портов в концессии это пресловутое «если». Будем надеяться, что эта задумка будет реализована в заявленные сроки, а не с опозданием в N лет, как большинство других перспективных инициатив.