За 25 лет независимости Украина пережила немало трансформаций и изменений в структуре продовольственного экспорта. На данный момент продовольственный экспорт составляет почти 40 % от общего рынка, опережая даже такие отрасли, как металлургия и машиностроение. Изменились и основные импортеры украинской аграрной продукции. В разы уменьшились поставки в страны СНГ и увеличился поток поставок в страны Азии Африки и ЕС. Украина заслужено носит звание «продовольственной корзины мира», но есть факторы, которые значительно «тормозят» развитие продовольственного экспорта страны.
Самая актуальная и обговариваемая причина которая глобально повлияла на Украинский экспорт в страны СНГ и Азии - это военно-политический конфликт с Россией. В феврале 2016 года из-за разгоревшегося «транзитного скандала» украинские активисты стали блокировать грузовые авто с российскими номерами. Россия, в свою очередь, приостановила движение грузовиков зарегистрированных в Украине на своей территории. Конфликт привел к тому, что в июне 2016 года президент РФ подписал указ, который усиливает ограничения на транзит грузов из территории Украины. Согласного этого указа, транзит грузов из Украины который проходит через Россию в страны Казахстана и Киргизию полностью запрещен. Правительство РФ мотивировало этот указ тем, что таким образом в указанные страны ввозиться контрабандный товар. Не смотря на то, что выявленных фактов и доказательств таким обвинениям нет.
Изменение главного торгового партнера в лице РФ на ЕС, повлияло на украинский експорт. Россия закрыла свои рынки для молочной продукции Украины, а ЕС в 2015 году не дал квоту. Для украинских сыроваров это сложный период, для примера в 2005 году Украинские сыровары экспортировали продукции в количестве 116 тыс. тн., а в 2015 году всего 10 тыс. тн. Надежды на новый Европейский рынок не оправдались. Основным рынком сбыта для украинской молочной продукции стала Молдова. За полгода в эту страну Украина поставила продукции на 750 тыс. дол., что составляет почти 55 % всего экспорта.
Экспортные возможности страны зависят от внутренней политики. На сегодняшний день специальный режим налогообложения распространяется только на непосредственных производителей аграрной продукции и не касается предприятий, которые эту продукцию перерабатывают и являются ее экспортерами. Нужно построить единую для всех систему администрирования такого налога, которая позволит увеличить количество оборотных средств у перерабатывающих предприятий и не увеличит себестоимость их продукции.
Украине нужно найти весомые инструменты для защиты своего рынка на международной арене. Исторически сложилось так, что Россия наш основной партнер и конкурент. Что касается рынка сахара, то Россия активно работает на наших рынках в Казахстане, Узбекистане и всей средней Азии, потому что тут они выигрывают в логистике. Рынок Европы для нас почти недоступен, так как там в основном представлен тростниковый сахар, который гораздо дешевле в производстве. К тому же у Украины очень малые квоты на Европейском рынке.
Украина является одним из основных экспортеров зерна. И тут мы можем конкурировать с США, Аргентиной и Европой. Наша страна экспортирует намного больше пшеницы чем Румыния, но уступает России и Франции. На мировом рынке основные критерии это качество зерна и стоимость доставки. Россия благодаря высокой маржинальности выставляет цены ниже и таким образом постепенно занимает мировой рынок.
Сегодня Украина в общем объеме продовольственного экспорта предлагает в основном сырье, а готовой продукции – значительно меньше. Чтобы больше зарабатывать на международных рынках нужно уменьшать количество сырьевой базы в пользу готовой продукции.