Мы знаем Бердянск как курортный город возле Азовского моря. Но когда курортный сезон заканчивается, единственным «кормильцем» города является Бердянский морской торговый порт БМТП. На сегодняшний день для БМТП возникла существенная проблемма в виде возможной приватизации.
Задумал построить Бердянский морской торговый порт в далеком 1830 году, еще Николай I. Это был самый выгодный путь для переправы зерна из Таврийской и Екатеринославской губерний за границу. Порт не планировался большим и железнодорожное движение, немногим позже, планировалось одноколейным. Но во времена гражданской войны порт стал стратегически важным объектом, т.к. именно здесь производилась перевалка и хранение боеприпасов для военных сил Юга России под руководством генерала Антона Деникина.
В советские времена понятие «неперспективно» относилось не только к сельским населенным пунктам, но и к портам. Это понятие относили также и к БМТП. К примеру расположенный совсем рядом Мариупольский (Ждановский) порт был спроектирован в пять раз мощнее чем Бердянский и обеспечивался хорошей инфраструктурой. Таким образом, к 2014 году о двухколейной железной дороге к Бердянску не позаботились не только цари, но и никто из советских генсеков.
После аннексии Крыма в 2014 году Крымские порты стали недоступными, а Мариуполь оказался по близости зоны военного конфликта . Экономическая дестабилизация 2014 года негативно отразилась и на так проблемном Мариупольском порту, грузооборот которого снизился на 35 %.
Все эти события заставили большинство грузополучателей и грузоотправителей обратить внимание на Бердянский порт. И с 2014 года Бердянский порт начал ставить рекорды. В 2015 году Бердянский порт одержал победу в таких номинациях: «Золотая тонна» - за рекордные показатели грузооборота, «Темпы роста-2015» - рост грузооборота на 43,3 %, «Абсолютный рост-2015» - за рост грузооборота на 1 297,6 тыс. тонн в сравнении с предшествующим годом. Результаты поражают еще и тем, что проектная мощность БМТП – 2,5 млн тн, а переработал он в прошлом году – 4,29 млн тн грузов.
Проблемы Бердянского порта начинаются далеко за его пределами. Вагоны БМТП долго стоят на узловых станциях. И это в то время, когда «Укрзалізниця» не загружена. В Запорожье уже покрывается ржавчиной путь магистрали Харьков-Симферополь. Вагоны простаивают из-за одноколейки, а не электрифицированный участок Федоровка-Великий-Токмак-Бердянск значительно удорожает перевозки. Есть и чисто «морские» проблемы. Глубина Азовского моря не позволяет большинству судам подходить к причалам, где глубина составляет 8 метров, нужно отрывать и поддерживать в рабочем состоянии судоходный канал. Наибольшая часть прибыли уходит в госбюджет и в городской.
И в это время запускается процесс приватизации. При Януковиче предприятие уже пытались подготовить к приватизации под определенного собственника. Сократили на 50% зарплаты, порт работал 3-4 дня в неделю, закрыта поликлиника, продана база отдыха на Бердянской косе. После того как «непотопляемые» предприятия «Азовкабель», «Азмол» были таким же способом приватизированы, они попросту исчезли, а огромное количество работников оказалось на улице.
В Украине нет нормального законодательства, которое могло бы регулировать правила приватизации и использования таких предприятий, защищая их от дальнейшей «дележки» именно этим и пользуются многие недобросовестные бизнесмены, они находят в Украине клондайк, который приносит огромные прибыли. Приватизируя предприятия, они просто убирают конкурентов.