25% аэропортов Украины заявили о желании развивать авиаперевозки, а в Борисполе даже собрались строить грузовой хаб. Но так ли радужны перспективы отрасли и востребована ли она? Ответ на вопрос дает сухая статистика и факты.
В 2012 году отечественные авиакомпании перевезли ни много ни мало, а 112 тысяч тонн грузов. Это был пик востребованности за всю историю независимой Украины. Но события последних лет негативно сказались на отрасли, почти 50% работы которой обеспечивал российский транзит.
К 2015 году доля авиагрузов и почты составила 69,1 тыс тонн, что соответствует 0,5% от всего грузопотока страны. При этом больше половины грузов проходит через Борисполь, специальный терминал которого работает максимум на 65% от расчетных возможностей.
Особенности национальных авиаперевозок
Украина – компактная страна, поэтому внутренние перевозки воздушными судами нерентабельны за исключением транспортировки ценного негабарита и срочной доставки. Целесообразно говорить только о транзите грузов. По словам Евгения Кравцова (Мининфраструктуры), украинские аэропорты могут выступить альтернативой стамбульскому. Сейчас именно он является основным перевалочным пунктом на пути из Азии в Европу и работает в режиме 100% загрузки.
Сегодня попробовать реализовать замысел в большей мере готов только Борисполь. Также стремление выражает администрация аэропорта «Запорожье», рассуждая о выгодном расположении терминала близ железной дороги и трассы государственного значения. Но чтобы воздушные ворота Украины начали принимать грузы из Азии, нужны крупные инвестиции.
Пока «заманить» иностранных грузовых авиаперевозчиков можно только благодаря значительным скидкам на обслуживание. Также конкретные шаги нужно ожидать от государства. К примеру, убедить DHL, который собирается строить логистический центр в Восточной Европе, выбрать нашу страну.
Однако, полноценное развитие авиаперевозок грузов возможно только при условии увеличения объемов как транзитной доставки, так и импорта с экспортом. Реализация задумки требует привлечения инвестиций для разработки концепции развития аэропортов, реконструкции терминалов, модернизации инфраструктуры. Все зависит от действий чиновников и дипломатов.