-
К кому относится законопроект?
Новый проект закона Украины о железнодорожном транспорте регулирует правовые, организационные, социальные и экономические сферы деятельности железнодорожных перевозок. Другими словами, это новые правила на рынке перевозок для грузоотправителей, грузополучателей, операторов, инвесторов и остальных участников этого рынка, оборот которого составляет от 70 до 100 млрд гривен в год. По совокупности всех грузопотоков которые проходят по территории Украины первое место занимают перевозки ж/д транспортом- это около 80 % от общего грузооборота. По сути этот закон определяет конкурентную способность национальной экономики страны.
-
Как разрабатывали законопроект?
Еще в 1996 году был принят и действует до сегодняшнего дня закон о железнодорожном транспорте. После того, как Верховная Рада приняла закон о создании АО на базе Государственной администрации железнодорожного транспорта с 2012 года началась разработка нового закона. В июле 2013 года новая редакция была выставлена на обсуждение. За основу нового законопроекта взяли Модельный закон СНГ. В его разработке также принимали участие испанские и польские эксперты.
-
Кто будет всем управлять?
Регулировать отрасль будет МИУ, Государственное управление железнодорожным транспортом, Нацкомиссия регулирования транспорта, Национальный орган по безопасности и Комиссия по расследованию аварий. Министры обещают одинаковый доступ всем участникам рынка, а УЗ, как перевозчик, станет отдельной инфраструктурой.
-
Что с тарифами?
Новый закон предусматривает что тарифы будет регулировать Национальная комиссия по регулированию транспорта НКРС, которую пытаются создать еще с 2012 года. Стоимость перевозки будет оплачиваться согласно действующим рыночным (свободным) тарифам. Однако УЗ с начала 2016 года сама подняла тарифы.
-
Какие цели у Министерства?
Благодаря новому законопроекту министерство хочет устранить ценовую дискриминацию, привлекать частных предпринимателей в развитие вагонных парков. Немаловажной целью является синхронизация работы УЗ с европейскими директивами. Создание конкурентоспособного рынка перевозчиков, равноправный доступ к инфраструктуре.
-
Кто и за что критикует законопроект?
Крупные компании грузоотправители, портовые и железнодорожные операторы критикуют законопроект за то, что в нем не прописаны механизмы компенсации инвестиций, за присоединение объектов технологического транспорта в состав железнодорожного транспорта не общего пользования, внутренние несогласованности. В результате чего крупные бизнес-ассоциации не поддерживают этот законопроект.